Интер-Cоя
первая страница      поиск   карта сайта          

<< возврат

Обзор сайта - апрель

Австралию приятно воображать в бесконечности пожелтелых, исчерченных тектоническими морщинами просторов, рвущейся ввысь растительности и вошедших в наши дни доисторических животных. Добавим к этому густонаселенные, но мирные заливы и пляжи с фантастическими зданиями, сумевших сохранить элементы своей культуры аборигенов и австралийское кино, которое даже в коммерческом исполнении сохраняет свежесть, простор и солнце другого полушария. Это ничья Австралия. Она не принадлежит никому и видна такой только с большого расстояния. Стоит приблизиться, и перспектива оборачивается: просторная солнечная Австралия уходит далеко на задний план, растворяется в полутонах, а на переднем плане оказываются формы и очертания, уже знакомые нам по повседневным столкновениям с Северной Америкой или Западной Европой, проникающим в нашу жизнь через рекламу, обилие политических и туристических новостей, ставшие непременными обращения к "их" опыту.

Это, прежде всего, касается промышленного производства и "общих для всех" вопросов, которые оно за собой влечет. Вглядываясь внимательнее, можно заметить (или убедить себя, что заметили) отличительные черты — далекую Австралию. И все же, мировая экономика уже несколько десятилетий безразлична к дорогим сердцу местного жителя и добросовестного туриста стечениям неповторимых обстоятельств, прежде так ясно и неоспоримо отличавших одну страну от остальных, один континент от другого. Обмен, ориентированный на непрерывный рост доходов, следует наиболее эффективным с точки зрения прибыли образцам, и если большие корпорации правят бал в области формы и вкуса, то это прежде всего потому, что они способны не только вернуть деньги, вложенные ими в изобретения, но и постоянно снижать их цену за счет объема продаж.

Веб-дизайн и промышленное производство, как кажется, довольно далекие друг от друга области. Тем не менее, и здесь, и там действует близкая логика: большие предприятия тратят больше денег на исследования химического состава продукции, на разработку упаковки, на создание собственных сайтов. В свою очередь, на рынке веб-дизайна мы обнаруживаем большие студии, своего рода монополистов и законодателей вкуса, и маленькие предприятия, которые нередко рады воспользоваться готовыми разработками или вынуждены следовать утвердившемуся вкусу, который усвоил их заказчик. Отдавая должное нащупанным рецептам успеха, сайты больших компаний близкого профиля часто похожи, как реклама стирального порошка разных фирм-производителей. А сайты маленьких компаний, не попадающие в разряд "самоделок", в большинстве случаев несут на себе престижный отблеск больших сайтов больших компаний. Далекая Австралия отступает в тень экономической необходимости.

И все же, различия возможны. Для этого нашего обзора мы взяли два австралийских сайта, принадлежащих большой и маленькой фирмам. Обе производят продукцию на основе сои. Первая — промышленная компания "Такая натуральная пища" (So natural foods). Ее специализация — производство напитков и продуктов молочного типа из соевых бобов. Вторая — компания "Весна" (Springtime), специализирующаяся на производстве мороженого, в котором место молочных компонентов занимают соевые. Нет, сайты различаются не тем, что один из них явил во всей красе далекую Австалию. Отличия вообще не касаются континента. Просто сайт второй фирмы — скорее визитная карточка, чем химический справочник. Можно предположить, что при его создании стоял выбор: следовать ли стилю больших корпораций, потратив средства на создание стандартного информационного ресурса, или вложить те же деньги в создание особенного дизайна всего для двух страничек. Выбор был решен в пользу второго варианта. И это уже само по себе интересно.

По своему оформлению большой сайт, на первой странице которого изображены пакеты с выпускаемыми фирмой соевыми напитками, сам отчасти напоминает молочный пакет. Рисунки имеют четкие линии, преобладают желтый, зеленый и синий цвета, среди изобразительных сюжетов — нива, деревенский домик, стебли и листья, бобы. Изображения немного схематизированы и стилизованы под рисунок цветными карандашами, как это бывает в детских книжках. Единство стиля выдержано на всех страницах. Так, на странице рецептов нет фотографий блюд, которые могли бы диссонировать с остальными изображениями излишней реалистичностью. Из фотографий на сайте — только снимки упаковок с продукцией, фокусирующих на себе реалистически настроенный взгляд и одновременно словно остающиеся за пределами сайта, в мире потребительской, а не виртуальной реальности.

Если большой сайт в разнообразии своих элементов напоминает о молочном пакете (продукт повседневного и массового потребления), то маленький сайт больше походит на бонбонерку, из которой в начале века наши прабабушки могли доставать конфету по особым случаям. На это играет логотип фирмы, стилизованный под образцы промышленной рекламы 1910-х годов, воплощающий образ рассеянного удовольствия — барышню в старомодных платье и шляпе, закинувшей руки за голову и словно поднимающейся на волне из цветов. В свою очередь, барышня на цветах заключена в овальный медальон, с двух сторон охваченный подарочной лентой с надписью "Натуральные десерты". Изысканная старомодность и рассчитанная наивность подчеркнута парящими между основной картинкой и стандартным фоном полупрозрачными цветами. Дизайнерская находка — оформление ссылок на разделы второй страницы сайта. В отличие от большого сайта, где ссылки на разделы даны четким шрифтом и усилены декоративным подчеркиванием (не пропустишь), внимание удерживается здесь при помощи противоположного приема: ссылки даны в той же полупрозрачной, тающей манере, что и цветы. Преобладающие цвета — также желтый, зеленый и синий. Но они даны не основными (контрастными) сочетаниями, а оттенками и переходами, образующими вуалевый отлив.

Содержание маленького сайта, будучи сведено к минимуму, также заслуживает особого внимания. Прежде всего потому что именно здесь проступает логика зависимости маленьких компаний от больших производителей. "Весна" не дает информации о самой себе. Основное содержание страницы — несколько слов о лактозной непереносимости у большинства взрослых, о пользе сои и причинах интереса к ней австралийцев, подкрепленные ссылками на авторитетных экспертов. Логическая связь устанавливается просто: здесь, как и на первой странице, фирма подчеркивает, что производит более полезное, безмолочное и порой пригодное даже для диабетиков мороженое.

На сайте "Такой натуральной пищи" мы обнаруживаем похожий набор сведений, но уже в развернутом виде и от первого лица. Что касается остальных разделов сайта, центральное место занимают страницы, ориентированные на продвижение собственной продукции и подтверждение производственных и деловых достоинств компании. Так, страница, представляющая производимую по лицензии продукцию (еще до создания собственной марки) направлена на то, чтобы подчеркнуть длительный стаж, превыщающий срок самостоятельного существования фирмы, и квалификацию ее персонала.

И все же, если сравнивать этот большой австралийский сайт с близким по профилю американскими, можно сказать, что австралийский "не такой большой". Здесь много меньше цифр, вопросы здорового питания освещаются с известной долей беззаботности (для сравнения можно привести научный подход к питанию, представленный на американском сайте "SoyFoods"; его мы брали для одного из прежних обзоров). Остается впечатление, что создатели сайта и не предполагают, будто обилие цифр может убедить колеблющегося. С другой стороны, медицинский способ представления своей продукции, все же, сближает австралийский сайт с американскими, оттеняя отличие, например, от французского. В одном из прежних обзоров мы представляли сайт "Le Tofu Gourmand" французской компании, также выпускающей соевое молоко. Формулировки, представление фирмы, пропаганда преимуществ сои во французском случае несли на себе печать легкого шика, обращения к покупателю, не обязательно знакомого с основами диетологии и физиологии. Сравнение его с американскими сайтами дало повод для вопроса о доле истины в национальных стереотипах. Но ясного ответа у нас по-прежнему нет. Что же остается? Остается приветствовать разнообразие. Хорошо, когда разные компании сохраняют свое лицо, избавленное от принудительной гримасы прибыльного сходства.

<< возврат


Мы даем россиянам здоровье
 © Интер-Cоя, 1999-2001