Интер-Cоя
первая страница      поиск   карта сайта          

<< возврат

Обзор сайта - май

Прежние обзоры мы посвящали сайтам для производителей сои, тофу-гурманов и противников соевой продукции, для интересующихся проблемами генной инженерии и предпочитающих соевые чернила обычным. В числе сайтов, размещенных в сети, есть словно клонированные сайты-близнецы, есть действительно оригинальные. Материалы, затрагивающие сою, можно обнаружить во многих и многих категориях Интернет-ресурсов. За всем этим разнообразием стоит один простой факт: производство и потребление сои со всеми его преимуществами и проблемами превратилось в неотъемлемую черту нового века, пускай это превращение не было таким триумфальным, как для самой WWW, откуда мы черпаем примеры для наших обзоров. О роли сои в мировом производстве продуктов питания и о ее месте среди горячих тем в электронных СМИ говорят количественные показатели. По результатам запросов в системе AltaVista, количество страниц, содержащих слово "соя" почти равно количеству страниц со словом "картофель" и лишь в два раза уступает "молоку" или "мясу". За годы, прошедшие с первых масштабных экспериментов с соей, технологии шагнули далеко вперед. Остались в прошлом грубые соевые котлеты, спасавшие людей в голодные военные годы, и соевые батончики, подменявшие собой весь кондитерский ассортимент на полках советских магазинов. Им на смену явились тысячи новых приложений для маленького боба, порою совсем назаметных или очень неожиданных.

В наших прежних обзорах мы ненамеренно ограничивались сайтами, сообщающими либо об исходном продукте — соевых бобах, либо о готовых продуктах — полуфабрикатах и товарах, украшающих полки реальных или виртуальных магазинов. Сегодня мы хотели бы восполнить пробел между начальным и конечным пунктом соевого производства и остановиться на одном из важнейших продуктов переработки сои, который повсеместно используется в пищевой промышленности, медицине, в производстве кормов, клеящих материалов и в ряде других "решающих" сегодня производств. Речь пойдет о соевом белке, точнее, о сайте Совета по соевому белку (Soy Protein Council).

Мы избрали этот сайт как пример ресурса, созданного в идеологии специалистов-технологов — как по содержанию, так и по оформлению. Начнем с того, что на сайте вообще нет рекламы и счетчиков. Он очень невелик по размеру и предоставляет только базовую информацию о Совете и предмете его забот — соевом белке. Наверно, будет преувеличением сказать, что сайт посвящен белку и даже деятельности Совета. Как будет видно дальше, он не отражает со всей полнотой того или иного спектра вопросов. Его задача, скорее, в том, чтобы выразить идею. Об этом сообщает уже дизайн. Серый с черным цвета сайта, фирменный шрифт, напоминающий о химической лаборатории или заводе, единственная картинка, исполненная строгого графизма свидетельствуют о деловитости и сдержанности. Эти элементы сообщают нам: вы имеете дело с организацией, которая работает с узким кругом вопросов и при этом знает, чем занимается.

Занимается же она, по ее собственному утверждению, тем что "способствует росту и интересам производства соевого белка и широкому принятию соевых продуктов в качестве ключевых компонентов в мировой системе питания". Совет был создан в 1971 году тремя американскими компаниями, которые входят в него и сегодня: Archer Daniels Midland Company, Cargill и Central Soya Company. К слову сказать, по уровню продаж в 2000 году Cargill и Archer Daniels Midland Company занимали соответственно 4-ое и 6-ое места среди продовольственных компаний США. Компании объединились для координации своего соевого производства, организации форумов и выставок, официальной лоббистской деятельности на правительственном уровне. Об этом можно узнать на странице сведений о Совете.

Несмотря на то, что у каждой фирмы есть свой большой сайт или даже цепь сайтов, как в случае Cargill, сайт Совета кроме этой страницы общих данных содержит только 3 раздела: "Соевые белки: что это такое, с кем связаться" (страница контактов в каждой из трех фирм), небольшой список ссылок (на сайты фирм-учредительниц, нескольких крупных соевых интернет-ресурсов США и на материалы конференций по соевой тематике) и собственный сетевой сборник "Продукты из соевого белка: характеристики, пищевые аспекты, использование". Бумажный вариант этого сборника можно получить, связавшись со штаб-квартирой Совета.

Сборник может служить примером источника краткого, но отнюдь не поверхностного знакомства с производством соевого белка. Здесь даже явственнее, чем в оформлении сайта, проступает ориентация на специалиста-технолога. Введение дает лаконичные исторические сведения о начале соевого бума в пищевой промышленности 60-х. Сразу за этим вводится базовая терминология, причем концентрату, изоляту и т.д. даются сразу технические определения: технология их изготовления, состав, основные области использования. В следующем разделе приводятся данные о питательных свойствах соевых белков. Пользуясь языком, близким к узконаучному, авторы раскрывают питательные свойства соевого белка через такие показатели, как потребность в аминокислотах, усвояемость детским и взрослым организмом, сопоставительная ценность соевых и животных белков в питании, калорийность и содержание микроэлементов. Вся информация дается со ссылкой на многочисленные результаты лабораторных испытаний (библиографический список содержит 96 источников). Далее освещено использование соевого белка в оздоровительном питании, его употребление для контроля калорийности пищи, снижения риска атеросклероза, замены коровьего молока в случае аллергии и прочих диетических приложений. Следующий раздел освещает жиро- и водопоглощающие свойства соевых белков. Лаконичный и обстоятельный, как и все прочие, этот раздел предоставляет конкретные данные по различным типам белковых продуктов. Интересная сопоставительная таблица приведена в разделе "Экономика". Исходя из ежедневной нормы в 70 граммов белка, здесь сравнивается отдача с одного акра земли для различных видов сельскохозяйственной деятельности. С одного акра получается для говядины — 77, молока — 236, пшеничной муки — 527, съедобных соевых продуктов — 2224 порций белка. Авторы указывают на очевидно большую эффективность производства растительного белка по отношению к мясному и молочному.

Показательно, что сборник подготовлен сотрудниками Совета, а не скомпилирован из уже имеющихся в сети статей. Его первоначальный вариант был отдан для отзывов ученым из разных университетов США и исследователям из соевых ассоциаций, что добавляет ему авторитетности, и без того обеспеченной обширной библиографией. Очевидно, что сайт — далеко не основной инструмент работы самого Совета и, тем более, учредивших его производственных гигантов. Тем не менее, широтой охвата и обстоятельностью специально проделанной работы сборник превосходит большинство сетевых ресурсов по схожим темам.

Если сложить все отмеченные элементы технологического стиля сайта: его сдержанную черно-серую гамму, краткость сведений об организации, глобальные и, видимо, небезуспешно реализуемые цели, научную обстоятельность сборника, а затем вычесть обильную рубрикацию и полноцветное оформление сайтов входящих в Совет компаний, мы получим интригующий образ могущественного лоббиста, говорящего научным языком и почти безразличного к вниманию праздной публики. Не так ли еще недавно представляли технократа, взваливающего на себя груз Современности? Впрочем, такой персонаж — лишь собирательный образ. Реальная работа Совета, пользующегося ресурсами трех больших фирм, поделена на сферы компетенции между профессионалами: управленцами и учеными, политиками и PR-мэнами.

Первоначально взявшись за восполнение пробела в наших обзорах и избрав с этой целью весьма скромный сайт, мы не могли предположить, что он — лишь тень, совместно отбрасываемая телами крупнейших американских компаний. Тем не менее, факт налицо: именно за промежуточным и повсеместно используемым (а оттого и столь важным) продуктом соевого производства обнаруживается могущественная фигура производителя и лоббиста с цифрами в руках, на которого работает немало лабораторий из сектора прикладной науки. Трудно сказать, почему сайт существует именно в такой лаконичной форме. Возможно, для Совета он — просто долг публичности. При этом долг, который благодаря совокупным вложениям трех гигантов можно отдавать с такой научной обстоятельностью.

<< возврат


Мы даем россиянам здоровье
 © Интер-Cоя, 1999-2001