Интер-Cоя
первая страница      поиск   карта сайта          

<< возврат

Обзор сайта - июль

С прошлого года сайт "Vitasoy-USA" изменился. Он посолиднел. Но остается впечатление, что он будет меняться и дальше, поскольку в нем запечатлелись некоторые черты того несовременного, некомпьютерного оформления, которое отличало его от сайтов других крупных производителей. Фирма, которой принадлежит сайт, наполовину китайская (гонконгская), наполовину американская. Точнее, это китайские эмигранты, работающие в США. Несмотря на 50-летний опыт работы фирмы, именно Интернет настоятельно требует подстроиться под "общемировые" стандарты в представлении себя на рынке. Это заметно не только по рубрикации и объему этнически окрашенной информации, изменившихся с прошлого года, но и по графическому дизайну — Интернет-лицу фирмы. Но сначала некоторые подробности о ней самой.

Головное отделение фирмы было основано в 1937 году, точнее, тогда в Гонконге была изготовлена первая партия соевого молока для беженцев из Китая. В 1979 году дочерью первого основателя было создано американское отеделение Vitasoy — дело, как это нередко бывает в китайских корпорациях, продолжилось по семейной линии. Пользующиеся спросом на гонконгском рынке соевые продукты ввозились в США и Канаду и продавались в китайских общинах. В 1990 году американское отделение из торгового предприятия стало производящим, в частности, создав дочернюю фирму Nasoya по производству тофу. Расширение предприятия и завоевание рынка привели вскоре к покупке другого соевого производителя, Azumaya. В настоящее время Vitasoy — это холдинг, объединяющий несколько предприятий и торговых марок и называющий себя крупнейшим производителем соевого молока и тофу в Северной Америке. Американское отделение насчитывает около 310 работников. В мае 2001 года оно запустило первую телерекламную кампанию. И вообще, как кажется, претендует на все большую независимость. Об этом говорит и изменение рубрики "О нас". В предшествующем варианте дизайна здесь была представлена история фирмы с ее основания до текущего момента, а иллюстрировала ее фотография основателя, отца нынешней главы американского отделения. Теперь же история выделена в другую рубрику, а "О нас" ведет отсчет с 1979 года и проиллюстрирована фото главы американского отделения. Кроме того, на сайте опубликованы отсутствовавшие прежде краткие декларации, соответствующие требованиям времени и самостоятельности: миссия фирмы и отказ от ГМ компонентов. Интересна формулировка миссии, где к привычному реверансу потребителю вполне осязаемо прибавлены собственные цели корпорации: "Vitasoy — это новатор в производстве и маркетинге качественной, вкусной и питательной пищи, которая удовлетворяет наших покупателей, одновременно обеспечивая достижение корпоративных финансовых целей, благосостояние наших служащих и возможности развития при внимании к социальным вопросам". От текста остается впечатление, что руководству фирмы важнее восприятие своих служащих, чем внимание потребителей. Это, конечно, не так. Но необычность формулировки в сравнении с американскими корпорациями (вполть до открытого употребления этого слова) налицо. Потребителям же предназначена вторая декларация — о ГМ.

Что же касается дизайна сайта, его перемену можно охарактеризовать так: от печати и наклеек на дереве — к оттиску на пластике. В самом деле, если сравнивать стиль картинок, оформление страниц в начале прошлого года и в нынешем, общим для них остается сходство с упаковкой. Только если прежде отправной плоскостью были деревянные ящики с бледноватыми схематичным рисунками, хранящими фактуру дерева, и безыскусными наклейками, знакомыми нам по советским временам, то теперь это пакет из прочного пластика с обильной, но несколько хаотично размещенной информацией. Именно сходство с упаковкой позволяет предположить, что по мере расширения рынка сбыта у Vitasoy будет меняться и дизайн сайта, приближаясь к американскому стандарту электронной "упаковки". Жаль, что, в отличие от печатных СМИ, виртуальные ресурсы почти никогда не ведут своих архивов. Иначе все любопытствующие смогли бы полистать прежние страницы, сравнить их оформление с новыми и вместе с нами оценить произошедшую перемену. Впрочем, чтобы как-то компенсировать отсутствие архива, приведем по паре образцов с прежнего и нынешнего сайтов, из разделов продукции и рецептов. Мы специально подчеркнули различия. В целом по сайту контраст не столь острый, но вполне показательный.

Прежний дизайн Новый дизайн
Раздел продукции
Раздел рецептов

Структура сайта содержит традиционные элементы: о нескольких торговых марках, которые производит фирма, новости, часто задаваемые вопросы, о фирме. Но есть и необычные: раздел информации с этнической привязкой или сообщество (лишь опосредованно связанный с китайскими общинами). Часть информации дублируется: приводится и на английском, и на китайском языках. Однако по сравнению с предшествующим вариантом сайта ее стало меньше. Равно как и информации, конкурсов, праздников, связанных с жизнью китайских общин в Северной Америке. Так, в прошлом году отдельный раздел был посвящен китайскому новому году и связанными с ним традициями в питании, торжествах и т.д. (включая китайский гороскоп). Vitasoy проводила лотереи, первыми двумя призами в которых были фигурки драконов из золота весом 3 и 1 унция соответственно. Все это недвусмысленно указывало на тесную связь между работой фирмы и жизнью китайской общины. На нынешнем же сайте в разделе "Сообщество" размещено сообщение о спонсировании фирмой вполне американского мероприятия: июньского 5-мильного забега по парку Золотых ворот в Сан Франциско. И в деклативной части раздела "сообщество" понимается уже не в связи с этническими корнями, а как соседская община. Рядом — новый конкурс "365 дней вкуснятины", позволяющий бесплатно получать соевое молоко круглый год. Для этого нужно послать в представительство фирмы свою (или семейную) фотографию и несколько слов о том, почему молоко Vitasoy такое вкусное. Это уже не золотые фигурки драконов, а вполне стандартный маркетинговый ход. На фотографиях, сопровождающий само объявление — люди европейской внешности, что еще раз подчеркивает ориентацию фирмы на расширение своего рынка сбыта среди не-китайского населения.

В разных разделах сайта можно найти полезные сведения по вопросам питания и переменам в нем. Так, на странице ответов о вегетарианстве тем, кто хочет перейти к нему от мясного рациона, например, дана такая рекомендация: "Начните с замены животных продуктов в Ваших любимых блюдах нескольку раз в неделю. Обогащенное соевое молоко — прекрасный заменитель обычного коровьего на завтрак. На обед попробуйте бургер с тофу вместо обычного чизбургера". На странице этнической продукции размещена информация о разных видах соевых напитков. Возможно, этническая специфика состоит в том, что все те вкусы, которые мы уже привычно освоили вместе с коровьим молоком: шоколад, карамель, кокос, дыня — здесь введены в соевое. На всю продукцию дана подробная информация по составу (требование американского пищевого рынка) и общие характеристики, иногда довольно неожиданные, например, для соевого молока — "100% ограническое". Сборник рецептов упорядочен по трем критериям: тип пищи (завтрак, обед...), тип блюда (закуска, первое...) и тип кухни (азиатская, вегетарианская, кошерная...). Уже из последнего ясно, что в сборник включены не только блюда китайской кухни. Там можно найти, например, рецепт бельгийских вафель с черникой. Однако даже в этом случае одн из ингредиентов — несладкое соевое молоко Vitasoy. В сравнении с предыдущей версией сайта, раздел рецептов существенно пополнился.

<< возврат


Мы даем россиянам здоровье
 © Интер-Cоя, 1999-2001