Интер-Cоя
первая страница      поиск   карта сайта          

<< возврат

Обзор сайта - март

Чтобы идея получила силу, нужно придать ей выразительную форму. Чтобы идея превратилась в нечто убедительное и сразу понятное, нужно, чтобы она окутывала наш взгляд, встречала нас за каждым углом, принимала множество обличий. Разве не так, через повторяющееся многообразие, реклама заставляет работать наше тело в интересах производителей? А реклама, в свою очередь, не пользуется ли она традиционными рецептами педагогики и просвещения масс? А эти рецепты гласят: сделать понятным, придать наглядность, повторение — мать учения. Если возможна реклама-педагогика отдельных продуктов, товарных знаков и даже образа жизни, в которые вложены средства производителей, может быть, не менее действенной была бы реклама-педагогика бескорыстной идеи? Обычно такие идеи рекламируются крайне сдержанно, при большой экономии средств. Призывы к здоровому образу жизни сразу можно отличить от рекламы кроссовок по неубедительной серьезности, которая в них сквозит: здоровье — это польза и труд, между тем как кроссовки — это радость и крутизна. А пропаганда вегетарианства, с той же серьезностью убеждающая и без того уже убежденных вегетарианцев, чаще напоминает конспекты по диетологии, чем проспекты турагенств. Возможна ли изящная пропаганда бескорыстных убеждений? Можно ли представлять вегетарианство с манящей или едкой улыбкой?

Оказывается, да. Хорошим дополнением к традиционным ресурсам по вегетарианству стал сайт-сборник карикатур и комиксов о вегетарианстве. Здесь собраны картинки четырех художников, вегетарианцев и активистов движения по защите прав животных (один из них). Их юмор не лишен экстремизма и черных оттенков. Но это — один из элементов того стиля, который позволяет взглянуть на привычные вещи под непривычным углом, перевернуть в воображении заведенный порядок вещей. Вот, например, как высказался один из них о своем вегетарианстве: "Вы думаете, я один из этих мудрозадых калифорнийских вегетарианцев, которые скажут вам, что несколько кусочков говядины опасны для вашего здоровья. Ничего подобного. Я скажу, что это — свободная страна, и каждый может убивать себя, как ему вздумается, до тех пор, пока его холодный труп не мешает мне проехать". Диетическим аргументам здесь явно противопоставлена образная убедительность, которая приобретает отчетливо сатирические, т.е. социально окрашенные черты. Таковы же и картинки, которые они рисуют.

Один из приемов, которыми они пользуются в своих карикатурах — это "перевернутая идея": если традиционно животные воспринимаются как пища человека, то здесь в смешной манере выставлена обратная ситуация, человек оказывается добычей то инопланетян, то древних птеродактилей. Выразительность рисунка усиливают подписи и диалоги. Они выводят на первый план идейную подкладку, которая маскирует наше обычное отношение к животным. Так, на карикатуре, где из летающей тарелки на удочку ловят человека, один инопланетянин делится рыбачьим опытом: "Да не, они ничего не чувствуют. Они точно так же орут и брыкаются, когда недовольны". На другой родитель-птеродактиль принес в гнездо своих детенышей древнего человека. Один из детенышей говорит другому: "Никаких проблем, пока это — не один из нас. Мы называем это семейными ценностями". Есть и иронические улыбки в собственный адрес. Здесь логика "перевернутой идеи" доведена до предела. На одной из карикатур — волчий ресторан. Волк-официант в бабочке и с услужливой улыбкой приготовился пометить заказ в своей книжечке. Волк-клиент при костюме и галстуке, глядя в меню, произносит: "Я возьму вегетарианца".

Другой прием — придание животным отчетливых человеческих черт. Это заставляет подумать не о том, что разделяет нас как хищника и жертву, а о том, что связывает нас как обитателей одного мира, где человек занимает, конечно, более выгодное положение старшего и сильнейшего. Животные на этих карикатурах вызывают сочувствие. Они, как дети или слабые человечки, стараются обратить на себя внимание, оспорить высокомерное господство пожирающего их большого человечества. Одна из карикатур, названная "Еще о необычных симбиозах животных", изображает куриц, сидящих на спине у коровы, чьи рога превращены в рогатку. Курица тужится натянуть рогатку, а на переднем плане — результат ее предыдущего выстрела, человек, разозленно потирающий себе затылок. Другая картинка: кафе-гриль, на витрине объявление: "Сегодня специальное предложение: жареные куриные окорочка". Из дверы выходит толстая женщина с полным пакетом подрумяненных куриных ножек, крепко прижимая его к груди, а ее обступают безногие курицы на костылях и инвалидных креслах. Еще один рисунок и вовсе сопровождается стихотворением: это сближает образы животного и английского свободолюбивого поэта; это уже высшее подобие человеку. Изображен поэтический коровий клуб. С трагической и выразительной мордой одна корова читает другим свою поэму "Далекие холмы": "Далекие холмы взывают ко мне// Их покатые волны притягивают мое сердце// Как хотела бы я скользить в их сочных долинах// Как хотела бы я сбегать вниз по их зеленым склонам// Увы, я не могу! // Будь проклят электрический забор! // Будь проклят!"

К отдельным иллюстрациям вегетаринского чувства юмора прибавляются постоянные персонажи мультфильмов. Среди животных в коллекции есть и человек, точнее, целый сценарий серии популярного мультсериала "Симпсоны": как Лиза стала вегетарианцем — с историей ее создания и разнообразными комментариями. Есть и почти животный постоянный персонаж, Дакула, т.е. Утка-Дракула. Это вампир-вегетарианец из английского мультсериала. Он появился на свет, точнее, во тьму, в ходе традиционного ритуала воскрешения вампира, но случайно вместо крови в воспользовались томатным кетчупом.

К коллекции нарисованных персонажей прибавлена также более особая, самоироническая страница — коллекция шуток о вегетаринцах, большинство из которых, скорее всего, написано или произнесено ими самими. Вот примеры. "Сколько вегетарианцев нужно, чтобы ввинтить лампочку? Двое: один ввинчивает, другой проверяет на наличие животных компонентов". "Сколько мясоедов нужно, чтобы ввинтить лампочку? Ни одного: они предпочитают не видеть, как изготавливается их еда". "Сколько вегетаринацев нужно, чтобы съесть корову? Один — если никто не смотрит". Наклейка для заденго стекла машины: "Спаси корову — съешь вегетарианца". И еще много чего.

Приятного просмотра и чтения.

<< возврат


Мы даем россиянам здоровье
 © Интер-Cоя, 1999-2001