Интер-Cоя
первая страница      поиск   карта сайта          

<< возврат

В этом разделе: обзоры Интернет-проектов всего мира по соевой тематике, проблеме генетически модифицированных продуктов, здоровому питанию Архив 
 1.1.2000 >   1.2.2000 >   15.2.2000 >   1.3.2000 >   1.4.2000 >   1.5.2000 > 
 1.6.2000 >   1.7.2000 >   1.8.2000 >   1.9.2000 >   1.1.2001 >   1.2.2001 > 
 1.3.2001 >   1.4.2001 >   1.5.2001 >   1.6.2001 >   1.8.2001 >   1.10.2001 > 
 1.12.2001 >   1.1.2002 >   5.02.2002 >   5.03.2002 >   5.03.2002 > 


Обзор сайта - июль

В последнее время с телеэкрана снова зазвучали слова "гражданское общество". Чаще всего политиков и их комментаторов не интересует смысл сказанного: сказал — дело сделал. Главное, что эти слова сегодня снова соответствуют официальной доктрине. Не так давно прошел гражданский форум, время от времени на свет появляются эфемерные планы его, гражданского общества, развития... Слова живут сами по себе, в реальности политических заявлений и ток-шоу, почти не достигая реальности повседневной. И вместе с тем, существует что-то, что называется каждый раз по-разному, предстает нам в весьма причудливых одеяниях, нередко кажется не столь существенным или даже эксцентричным. Но именно это "что-то" воплощает все лучшее, о чем сбивчиво рассуждает политкорректная официальная риторика. Объединение заинтересованных лиц, общение и предъявление себя вне рамок высокого государственного стиля, работа на отдыхе и серьезная игра с реалиями своей повседневной жизни, — то главное, что движет становлением нового и питает общественную инициативу.

Один из предшествующих обзоров мы посвятили сайту-колонке "Жизнь на границе", где библиотекарь, мать семейства в причудливой и симпатично любительской форме решила представить большому городу и миру свой маленький мир, с его радостями и заботами. Никем не регламентированное движение вслед за мечтами и амбициями юности привело к появлению нескольких заметок. Далекие от помпезной политической риторики, именно они могут считаться образцом спонтанной гражданской активности. Сайт "Нет сое", который также попал в наши предшествующие обзоры, может пополнить этот список, явив пример уже не только желания заявить о себе, но и активной потребительской позиции. Сегодня мы обратимся еще к одному такому образцу — сайту "Шляпы из мяса".

Он являет собой промежуточный вариант между мирной колонкой "Жизни на границе" и активистским сайтом "Нет сое". У его создателей есть позиция, но ее обозначение сопровождается широкой ернической улыбкой; эта позиция обозначена очень четко, но она почти никак не связана с изменением заведенных порядков. Более того, сайт не имеет отношения к продуктам питания, в отличие от большинства ресурсов, взятых нами для предшествующих обзоров. Вернее, он предлагает рассматривать традиционный элемент любой кухни в необычном, непищевом качестве. Название ресурса полностью соответствует его содержанию: небольшая (судя по фотографиям) инициативная группа настаивает на ценности и пользе введения нового материала для шляп — мясных отбивных и колбас. Посетителям представляется шанс полюбоваться новейшими моделями мясошляпной моды, приобщиться к "большой истории" мясошляп, выкроить самим бейсболку из куска говядины. Сайт показался нам интересным не оттого, что предпочтения его создателей близки нашим. Интересно другое: собравшись вместе, люди придумали нетривиальное применение для обычной вещи, в некотором смысле перевернули привычный порядок. Иначе говоря, создали альтернативу традиционному взгляду.

Непосредственная и шутливо стилизованная под "серьезные" сайты, что рекламируют моды и восходят к генеалогии продукта, эта мясошляпная интернет-миниатюра — апогей современного бытового радикализма, принимающего все более абсурдные формы и доходящего порой до тотальной иронии над современным обществом потребления. Например, даже на самые экзотические запросы самого искушенного потребителя — желание заполучить парик или шиньон из мясопродуктов — вам здесь дадут адрес (скорее всего, несуществующего) мясомодного магазина в Манхеттене, который предлагает широчайший спектр трендовой продукции. "Но ведь шляпы из мяса — это же негигиенично!" — восклцает озадаченный посетитель. — "Напротив, мясной протеин способствует укреплению волос, так что носите на здоровье". "Да, но как прикажете отбиваться от роящихся вокруг моей шляпы мух и плотоядно облизывающихся на нее собак?" — и на это хитроумные изобретатели мясной моды вам посоветуют идеальные средства в виде спрея для волос или лимонного сока. Более подробный список насущных вопросов и инструкции для счастливого обладателя мясошляпы можно найти в разделе FAQ.

Создатели сайта трактуют "большую историю" не менее свободно, чем традиционные возможности использования мяса. Сам лозунг сайта распологает их к творческому освоению высот официальной доктрины: "Помня о прошлом, лелея настоящее и приветствуя будущее мясных шляп". В разделе "Краткая история мясошляп" можно увидеть Линкольна в мясном цилиндре, прочесть о цыплячьих шляпах ацтеков и получить подтверждения тому, что протестные настроения 1960-х также не обошли стороной эстетику головных уборов из мяса. Раздел новостей зазывает посетителя на 4-ый ежегодный показ мясошляпных мод, а также предлагает провести празднование христианского и еврейского рождества под знаком шляп из мяса. Антиэстетизм воображаемого предприятия умело стилизуется под нормальные повседневные формы и встроенную в них привычную связь между производством и потреблением. На рождество детям предлагают самим смастерить эльфийские мясошляпки, поклонники идеи могут посетить магазин с широчайшим выбором продукции, фотогалерея демонстрирует удобства и красоту мясошляп подобно тому, как это делается в модных журналах.

Воображаемый рынок новой продукции и возможный спектр порождаемых им событий достаточно широк. При этом, роль поклонника мясошляп роль отнюдь не сводится к роли пленника в узких рамках бездумного потребительства. Его подталкивают к активности, если не изобретательству, то мастерству, умелому и смелому нарушению привычных границ и созданию феерических коллажей из частиц когда-то узнаваемой реальности. Посетителям "Шляп из мяса" предлагают стать не просто адептами новой идеи, но и находчивыми инженерами мясошляпной моды : "высылайте нам свои модели шляп, выдумывайте, изобретайте!"

Подобная иллюстрация понятия гражданского общества может показаться излишне смелой. Многое ли связывает высокую идею общественных объединений, явленных в разнообразии частных интересов, с шутливым проектом группки эксцентриков? На деле же, связь много теснее, чем может показаться с высоты официальной доктрины. Объединения за вегетарианство и против, в пользу соевых продуктов и за запрет ГМ-сои, во имя шляп из мяса и наперекор любым нововведениям, за права бедных и против равенства рас — во всей своей, порой пугающей, разноликости и есть общественная инициатива, неуловимое "что-то", что постоянно порождает новое и меняет повседневную реальность.

<< возврат


Мы даем россиянам здоровье
 © Интер-Cоя, 1999-2001